Азбука права
Детский телефон доверия 8-800-2000-122
создан для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях
Уважаемые родители! Просим Вас обратить особое внимание!
27.01.21 Прокуратура Самарской области разъясняет Некурительный табак – альтернатива наркотикам
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,подготовленные работниками ПРОКУРАТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ , можно перейти по ссылке : http://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=24743
Разъясняет исполняющий обязанности прокурора Красноярского района Самарской области
Рашит Нуризянов.
Мой дед погиб при взятии Берлина. Будет ли его могила являться воинским захоронением, каким образом я могу поставить ее на соответствующий учет?
Данный порядок установлен Законом Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон № 4292-1).
Следует сказать, что придание захоронению статуса «воинское» возлагает на органы местного самоуправления по месту нахождения захоронения обязанности по сохранению и благоустройству захоронения, установке охранной зоны и поддержанию мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, в надлежащем состоянии.
В соответствии со ст. 1 Закона № 4292-1 увековечению подлежит память:
— погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
— погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
— умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
— погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
В силу ст. 10 Закона № 4292-1 работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Министерство обороны Российской Федерации), а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.
В случае соответствия захоронения, память о котором подлежит увековечению, требованиям ст. 1 Закона № 4292-1, Вам необходимо обратиться в военный комиссариат по месту нахождения захоронения для составления соответствующей учетной карточки воинского захоронения в целях его дальнейшей паспортизации и обеспечения централизованного учета в Министерстве обороны Российской Федерации.
Впоследствии на месте захоронения устанавливаются охранная зона, мемориальные знаки, проводятся мероприятия по благоустройству. Содержание в дальнейшем захоронения ветерана Великой Отечественной войны и обеспечение его сохранности будет осуществляться также органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
http://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=24307
http://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=24168
http://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=24175
Ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения
Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения влечет уголовную ответственность по ст. 165 УК РФ.
Незаконную выгоду виновный извлекает путем изъятия имущества, которое еще не поступило, но должно поступить ему на законном основании, либо путем расходования (эксплуатации его), не связанного с изъятием.
Таким образом, ущерб от данного преступления возникает либо от неполучения полагающегося имущества, т.е. представляет собой упущенную выгоду, либо от его амортизации.
Злоупотребление доверием предполагает использование виновным чужого имущества, доверенного виновному, в личных целях без уплаты собственнику должной компенсации.
Преступление окончено с момента причинения имущественного ущерба собственнику.
Наказание за данное преступление предусматривает лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей.
Примером может послужить проведение прокуратурой Автозаводского района города Тольятти проверки по обращениям жителей дома № 6 по ул. Спортивная, 01.02.2020 возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ.
Установлено, что с 01.06.2019 деятельность по управлению многоквартирным домом № 6 по ул. Спортивная, г. Тольятти осуществляет лицензиат ООО УК «ЖЦ». Указанной управляющей компанией заключены договоры с энергоснабжающими организациями.
В то же время руководством ТСЖ «Спортивная, 6» в июне 2019 года выставлены квитанции-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам многоквартирного дома № 6 по ул. Спортивная, г. Тольятти. При этом собственникам дома сообщены ложные сведения о том, что оплату энергоресурсов необходимо осуществлять на расчетный счет ТСЖ «Спортивная, 6».
Будучи введенными в заблуждение, собственники многоквартирного дома за период с 01.06.2019 по 09.09.2019 перечислили на банковский счет ТСЖ «Спортивная, 6» более одного миллиона рублей.
Полученные денежные средства руководством ТСЖ «Спортивная, 6» израсходованы на нужды товарищества, в том числе на оплату ранее возникших обязательств.
Расследование уголовного дела находится на контроле прокуратуры района.
Отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний
прокуратуры Самарской области
Андрей Кидун.
Порядок и основания снятия взысканий, наложенных на осужденных
Одними из самых важных задач пенитенциарных учреждений являются вопросы укрепления законности, повешения эффективности воспитательного воздействия с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе установленных действующим уголовно-исполнительным законодательством, мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным.
В соответствии со ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор, дисциплинарный штраф, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор до 15 суток и др.
— Какой срок действия дисциплинарных взысканий и порядок их снятия?
В силу требований ч.8 ст.117 УИК РФ если в течение года со дня отбытия взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Срок исчисляется со следующего дня после отбывания предыдущего взыскания до дня подписания постановления о наложении нового взыскания. Характер взысканий значения не имеет.
Вместе с тем, по истечении трех месяцев со дня наложения взыскания, возможно досрочно снять выговор и дисциплинарный штраф. По истечении шести месяцев со дня отбытия наказания, возможно досрочно снять взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и др.
— Чем объясняется необходимость досрочного снятия наложенного взыскания, какие это дает преимущества?
После досрочного снятия взыскания за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению и др. к осужденным могут применяться поощрения широкого спектра, предусмотренные ст.113 УИК РФ: благодарность, награждение подарком, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания и др.
Тогда как согласно ч.3 ст.114 УИК РФ к осужденному, имеющему неснятое и непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
Круг должностных лиц исправительных учреждений, имеющих право снятия наложенных взысканий?
Правом снятия ранее наложенных взысканий наделены начальники исправительного учреждений или лица, их замещающие, а также начальник отряда, если взыскание наложено начальником отряда.
Что делать, и куда обращаться, если пропал несовершеннолетний ребенок?
Отвечает прокурор Железнодорожного района г. Самары Александр Диденко.
Прокуратура Железнодорожного района г. Самары разъясняет:
Вопрос: С какими вопросами я могу обратиться в прокуратуру?
В соответствии с ч.1 ст.1 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 10 указанного федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Следовательно, обращения, не содержащие сведения о конкретных фактах нарушений законодательства, не относятся к компетенции органов прокуратуры.
При этом следует заметить, что согласно ч.2 ст. 21 вышеуказанного закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, на которые возложено осуществление контрольных и иных функций.
Вопрос: Существует ли уголовная ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения тихоходной тракторной техникой?
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В силу примечания к статье 264 УК РФ, под другими механическими транспортными средствами понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения требуется специальное право. При этом лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Моя дочь окончила институт и ищет работу. Во многих организациях настаивают на испытательном сроке. Имеют ли право устанавливать испытательный срок ранее не трудоустраивавшемуся лицу?
В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
1) лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
2) беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
3) лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
4) лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
5) лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
6) лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
7) лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
а также иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором.
Таким образом, установление испытательного срока лицу, получившему среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня законодательством не допускается.
О фактах нарушения трудовых прав Вы вправе обратиться в Государственную инспекцию труда Самарской области (ул. Ново-Садовая, 106а, г. Самара), органы прокуратуры, в том числе прокуратуру Железнодорожного района г. Самары (ул. Мечникова, 54а, г. Самара).
Вопрос: Можно ли получить компенсацию за опоздание поезда?
Пассажиры опоздавшего поезда имеют право получить от перевозчика денежную компенсацию — 3 процента от стоимости проезда за каждый час задержки.
За задержку отправления или опоздание поезда на станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки. При этом максимальная сумма штрафа не может превысить стоимость проезда, а время опоздания меньше часа в расчет не принимается. Еще одно условие: компания-перевозчик может быть освобождена от штрафа, если докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
Вопрос: Я являюсь дольщиком, но строительство объекта в настоящее время остановилось. Могу ли я закрепить свои права на квартиру в недостроенном доме?
Нормами Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» урегулирован, в числе прочего, правовой механизм защиты прав участников долевого строительства при неисполнении договорных обязательств застройщиком. Действующее законодательство не предусматривает запрет на получение и нахождение в собственности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления этих прав определены в ст. 10, а способы защиты – в ст. 12 ГК РФ, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
На объект незавершённого строительства может быть признано права собственности по решению суда. При этом то обстоятельство, что изначальный застройщик, с которым у дольщика заключен договор, признан банкротом и ликвидирован, а достройка дома была поручена другому юридическому лицу, не лишает дольщика права обратиться с таким иском против нового застройщика.
Вопрос: Рассматриваются ли прокуратурой анонимные обращения?
Согласно ст. ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, прав и свобод человека и гражданина. Порядок рассмотрения анонимных обращений, то есть не содержащих сведения о заявителе или адресе, по которому должен быть направлен ответ, регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Так, в случае, если анонимное обращение содержит существо вопроса — конкретные сведения о противоправных деяниях, об обстоятельствах и лицах, допустивших нарушение закона, прокурорская проверка может быть организована. Ответ на анонимное обращение не дается. Если в анонимной жалобе содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции прокуратуры, она подлежит направлению в другие органы и ведомства в соответствии с компетенцией.
Вопрос: есть ли какие-то сроки выдачи решения судьи по гражданскому делу в письменной форме?
В соответствии со ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда по гражданскому делу принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей и приобщена к делу.
Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
После составления судом мотивированного решения присутствовавшие в судебном заседании стороны по делу вправе обратиться в суд за выдачей копии судебного постановления (п. 12.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36).
Согласно ч. 1 ст. 214 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, — гражданам копии решения суда высылаются на бумажном носителе не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. По их ходатайству или с их согласия при наличии технической возможности в суде копии решения суда высылаются посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, доступ к которому предоставляется сторонам и другим участникам процесса (далее также — в режиме ограниченного доступа).
Вопрос: Могу ли я получить бесплатную консультацию в коллегии адвокатов?
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).
Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определены гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь может быть оказана в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.
Кроме того, бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
На основании ст.18 Федерального закона №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии с положением ст.25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Право на получение бесплатной юридической услуги имеют следующие категории граждан:
-малоимущие;
-ветераны ВОВ, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ;
-дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, их законные представители и представители, а также лица из числа детей-сирот (по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей);
-лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка (по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью);
— усыновители (по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей);
— граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
— несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители — по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
— лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи;
— граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
— отдельные категории граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Вопрос: банк на основании исполнительного документа списывает все доступные средства с моего счёта, в том числе алименты, это законно?
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Действия банка по списанию денежных средств со счета гражданина в ходе исполнения судебного акта не противоречат ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 854 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда.
Однако согласно п. 7 ч. 1 ст. 101 Закона №229-ФЗ, взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов.
С учетом изложенного, Вы вправе обратиться в суд с иском к банку о возврате незаконно удержанных алиментных платежей.
Вопрос: Какие существуют требования к рассмотрению Роспотребнадзором жалоб граждан о нарушении прав потребителей ?
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ с января 2017 года изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Сказанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.
Дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.
Вопрос: Законно ли адресованное сотрудникам требование работодателя писать заявление на административный отпуск?
В соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом заявление работника, является выражением его собственной воли, в связи с чем работодатель не вправе понуждать работника к написанию какого-либо заявления.
оклада).
Понуждение работодателем работника к написанию заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной плате является нарушением принципа свободы труда, что свидетельствует о наличии в деятельности лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда (ст. 353 Трудового кодекса РФ).
Вопрос: Наша организация находится в стадии банкротства и со дня на день будет ликвидирована. Как быть со штрафами, назначенными юридическому лицу и не перейдут ли они на его директора после ликвидации компании?
Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 17 апреля 2017 года № 68-ФЗ изменены основания, исключающие производство по делам об административных правонарушениях и случаи прекращения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Указанный перечень дополнен внесением в Единый государственный реестр юридических лиц, ведущийся налоговым органом, записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, перечень случаев прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания дополнен внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из реестра.
Вопрос: В настоящее время проживаю по договору социального найма в квартире, приватизировать которую сейчас не хочу. Однако в средствах массовой информации периодически говорят об окончании срока приватизации. Так ли это?
Согласно требованиям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ранее действующей редакции Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возможность приватизации гражданами жилых помещений предусматривалась до 1 марта 2017 года.
10.02.2017 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят проект Федерального закона № 77072-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому сроки приватизации жилых помещений не ограничены.
Вопрос: В середине октября 2016 года уволился с работы, однако расчет со мной произведен не был. Как мне получить заработную плату?
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), вступившей в силу с 03.10.2016, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии со статьей 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты судебных расходов, пошлин.
Прокурор разъясняет: «Участие прокурора в гражданском процессе. Восстановление на работе, категория гражданских дел, в рассмотрении которых участие прокурора обязательно».
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами предусмотрено ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Прокурор принимает участие в гражданском судопроизводстве в целях реализации государством принципа законности, эффективности и повышения уровня судопроизводства по наиболее сложным и общественно значимым делам.
В целях осуществления возложенных полномочий прокурор вступает в процесс и дает заключение, в том числе, по делам о восстановлении на работе в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Под восстановлением на работе незаконно уволенных работников понимается возврат работнику его прежнего правового положения, которое существовало до незаконного увольнения.
Трудовые споры по заявлениям граждан о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, рассматриваются непосредственно в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки.
При рассмотрении требований о восстановлении на работе следует учитывать, что пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии искового заявления и безусловного отказа в удовлетворении требований.
Вопрос о пропуске срока на обращение в суд может разрешаться судом только по заявлению ответчика. При поступлении такого заявления в силу ст. 112 ГПК РФ истцу должно быть разъяснено право на обращение с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Пропущенный срок на обращение в суд может быть восстановлен в порядке ст. 112 ГПК РФ при наличии уважительности причин такого пропуска.
По общему правилу при разрешении спора о восстановлении на работе бремя доказывания правомерности расторжения трудового договора с работником лежит на работодателе.
Независимо от основания увольнения должны быть представлены такие документы, как копия приказа или распоряжения о приеме на работу; копия приказа или распоряжения об увольнении; копия трудового договора; справка о средней заработной плате работника за последние 12 месяцев работы, предшествовавших увольнению; справка или иной документ о времени вручения истцу копии приказа об увольнении или трудовой книжки, подписанный истцом расчет по оплате времени вынужденного прогула.
Наличие иных документов зависит от основания расторжения трудового договора и тех доводов, которыми стороны обосновывают свою позицию по делу.
В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен судом на прежней работе.
В пользу такого работника принимается решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула. Кроме того, по требованию незаконно уволенного работника суд может вынести решение о взыскании денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом.
Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.
Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор дает заключение по существу спора о восстановлении на работе. Прокурор квалифицирует спорное правоотношение, указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.
В случае несогласия с решением суда прокурор, участвующий в деле, вправе принести апелляционное представление. Участие прокурора в рассмотрении судом дел о восстановлении на работе обеспечивается также в суде апелляционной и кассационной инстанции.
Задачами прокурора, участвующего в разбирательстве дел, в том числе, о восстановлении на работе, являются соблюдение требований закона в ходе рассмотрения дел и содействие осуществлению правосудия во всех судебных инстанциях с целью вынесения законного и обоснованного решения.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти больше не является официальным источником опубликования нормативных правовых актов.
Президентом Российской Федерации подписан Указ от 29 мая 2017 №242 о внесении изменений в перечень официальных источников опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, закрепленный в п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.
В частности, из числа официальных источников опубликования НПА исключается Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В то же время официальными источниками остаются “Российская газета” и ее интернет-портал, а также “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их государственной регистрации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования (п. 9, п. 12 Указа № 763).
В силу с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 217-ФЗ привлекать денежные средства граждан для строительства объектов недвижимости вправе лишь застройщик — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо на праве безвозмездного пользования земельный участок, предназначенный для строительства.
Кроме того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за что предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Указанной статьей предусмотрена административная ответственность, в том числе для лиц, незаконно привлекающих денежные средства граждан для строительства не только многоквартирных домов, но и иных объектов недвижимости, в частности индивидуальных жилых домов.
Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Уголовным Кодексом РФ установлена ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса РФ либо настоящей статьей.
При этом, в силу примечания к статье 264 УК РФ под другими механическими транспортными средствами в статье 264.1 Уголовного кодекса РФ понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. От 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» внимание судов обращено на то, что ответственность по статье 264.1 УК РФ наступает при условии, если на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения водитель является лицом, подвергнутым административному наказанию по части 1 или 3 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения или по статье 12.26 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 или статьей 264.1 УК РФ. При этом следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к ответственности, может отвечать как одному из указанных условий, так и их совокупности.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы противодействия экстремизму и терроризму.
Осложнение международной обстановки, возрастание террористических и экстремистских угроз требуют принятия дополнительных шагов по сохранению стабильности в обществе, противодействию проявлениям терроризма и экстремизма.
В этой связи 31 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в действующее законодательство, регулирующее вопросы противодействия терроризму и экстремизму.
Строительство полноценного демократического государства без участия институтов гражданского общества, в том числе общественных и религиозных организаций, невозможно. Вместе с тем, через эти организации предпринимаются попытки воздействовать на общественное сознание граждан, вовлекать их в деструктивную деятельность в ущерб интересам Российской Федерации.
С учетом этого, законодателем введена часть 5 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой лицо, ранее входившее в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением террористической либо экстремистской деятельности, не может быть учредителем таких объединений в течение последующих десяти лет.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в часть 5 статьи 24 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», на федеральные органы в области обеспечения безопасности возложена обязанность вести единый федеральный список организаций, включая иностранные, признанных судом террористическими. Этот список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, которые могут быть доступны любому гражданину.
Лишь объединив совместные усилия можно сохранить мир и спокойствие в нашем обществе, обеспечить безопасность и благополучие каждого из нас.